Научно-исследовательская деятельность


ШТАБ "ПОИСК"




Для того чтобы идея создания музея осуществилась успешно, был создан штаб «Поиск». В ходе поисковой работы были собраны ценные воспоминания тех немногих женщин-ветеранов, которые ещё живы, или их родственников. Благодаря работе поискового сектора музей пополнился новыми экспонатами: личные вещи ветеранов, их награды. 
По собранным материалам сектором экспертов были определены названия разделов экспозиции: «Женщина и война», «Женщина-труженица», «Мать – весь мир», «Известные волковычанки», «Женщина-мастерица», «Солдатские матери».

Забытые имена
Автор: Олескевич Диана
За свою многовековую историю Беларусь неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Каждая из них оставляла после себя смерть и разорение. Самой кровопролитной стала Великая Отечественная война.  Победа в ней была достигнута ценой больших потерь всего советского народа. Подвиг советского воина интернационален! Так плечом к плечу стояли на смерть русские, белорусы, украинцы, казахи, грузины, и так же вместе освобождали Беларусь! Многие полегли в тех последних битвах, освобождая Минск, Белосток, Волковыск. В год 75-летия Победы всего советского народа в Великой Отечественной войне, как никогда актуальным является необходимость освещения значимых событий истории Малой Родины. Накопление знаний о настоящем и прошлом своего родного города, формирует у подрастающего поколения мотивацию к саморазвитию, и как результат устойчивое динамическое развитие нашего города, региона и всей республики. Тему для нашего исследования «Забытые имена», подсказала «находка» в музее «Женщины – матери», это фотографии и документы, времен Великой Отечественной войны, принадлежащие Булату Анатолию Михайловичу. Нам, членам актива музея гимназии №2, стало интересно, в какой связи у Председателя Совета Ветеранов Украинской ССР, хранились фотографии с изображением города и улиц Волковыска. Мы с любопытством стали изучать папку «№1», с которой фактически начиналось формирование раздела «Женщина и война» музейной экспозиции. Гипотеза: Считается, что подростки не достаточно интересуются историей вообще и историей своей Малой Родины, в частности. Мы предполагаем, что цифровые технологии помогут в популяризации исторического прошлого нашего родного города и района. Предметом исследования является историческое прошлое и настоящее нашего города. Объектом исследования стал личный архив ветерана Вов, капитана Булата А.М., а также фотографии, документы, личные вещи командира 475 АМП Я.К. Мудренко.
С целью изучения памятных имён и их популяризации, а также создание виртуальной экскурсии, мы провели своё исследование. Достижению поставленной цели способствовала реализация частных задач:
1. Анализ  материала, имеющегося  в печати по данной теме.
2. Изучение личных архива и воспоминаний о военной службе в годы ВОВ ветерана Булата А.М, а также его биографии.
3.Выявление и описание объектов виртуальной экскурсии.
  Для решения поставленных задач были использованы методы: анализ, систематизация, описание, исследование.
Научная новизна: впервые собран и систематизирован данный материал и разработана виртуальная экскурсия. Практическая значимость работы: Результаты и материалы исследования могут быть использованы как для проведения классных и информационных часов, факультативных курсов, так и для проведения обзорной экскурсии по городу. Теоретической основой для исследования послужила научная литература и личные записи участника войны. Детальное изучение освободительной операции «Багратион» стало возможным благодаря учебному пособию для 11 класса Великая Отечественная война советского народа под редакцией А.А. Ковалени, а также, учебнику по истории Беларуси 10 класс. Автобиографические сведения, фотографии, личные вещи взяты из личного архива А.М. Булата. Архив насчитывает 126 различных документов (удостоверений, справок, характеристик, благодарственных писем), а также 98 фото сослуживцев, среди которых и фото офицеров 475 АМП, у стен разрушенного рейхстага, подаренное вместе с архивом в 1984 году на встрече ветеранов в г. Волковыске, музею Боевой славы, СШ №6. Кроме выше перечисленного, нами использовались материалы различных сайтов сети Интернет. Следует отметить статьи в газетах «Знамя октября» от 15 февраля 1975 г., где было опубликовано «Письмо о войне» , а также «Кировоградская правда» от 8 мая 1985 г. «Есть такой – Булат» Гончаренко В.

Знаки судьбы. Современные геральдические символы и их роль
Автор: Олескевич Диана

    Человечество не может обходиться без общения. Посредством общения человек передает информацию, а также получает её при необходимости. Важную роль в этом процессе играет речь, соответственно и слова, как специфические знаки, символы. Современные мальчишки и девчонки забыли или вовсе не знают, что многие модные атрибуты несут информационное или смысловое содержание. Наши современники, живущие в различных странах, по праву гордятся своими государственными символами. По нашему мнению, важно не только знать, как выглядят государственные символы нашего государства, но и понимать, что они обозначают, уметь «читать» символику. В связи с этим тема «Знаки судьбы. Современные геральдические символы и их роль», которая предполагает изучение основ и правил геральдики, является необходимой нам, нашим сверстникам и всем тем, кто интересуется историей нашей страны, а также заботится о её будущем.
   Таким образом, актуальность нашей научно исследовательской работы обусловлена усилением внимания к гражданскому, патриотическому воспитанию юных граждан, формированием у них гордости за достижения своей страны. Наше исследование предполагает изучение бережного отношения к историческому прошлому и традициям белорусского народа, а также раскрытие сущности государственных символов.
 Гипотеза исследования: считается, что государственная символика отражает основные вехи истории страны и предполагаем, что составляются они по определённым правилам.

 Цель работы: Изучить основы геральдики и особенности их применения при составлении гербов Республики Беларусь, города Волковыска и ГУО «Гимназия №2»

   Задачи: 
1) Изучить литературу по теме исследования; сформировать навыки работы с различными источниками информации, т.е. научиться конспектировать, делать ссылки, грамотно цитировать; 
2) На основе изученной литературы выделить основные принципы составления гербов;
3) Выявить роль знаков и символов в гербах Республики Беларусь, г. Волковыска.
4) Создать эмблему гимназического музея «Женщины - матери» учитывая необходимые правила и критерии, разработать эскизы собственной полиграфической продукции (календари, буклеты и т.д.). 
 Объектом нашего исследования являются государственные символы — гербы Республики Беларусь и нашего города. Предмет исследования — правила и основы геральдики. Мы не ставили перед собой задачу подробного рассмотрения истории введения символики нашего государства, а лишь попытались выяснить:
1. что такое геральдика как наука;
2. какова специфика составления эмблем;
3. возможно ли с учётом геральдических правил создать эмблему нашего гимназического музея.
 Значимость: Исследование позволяет расширить исторические знания и собственные представления о новой для нас науке — геральдике, расширяет исторические знания и представления о государственных символах, знакомит с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, тем самым развивает творческие способности. Учебно-исследовательская работа помогла реализовать на практике идею меж предметных связей школьного курса истории, краеведения, изобразительного искусства, познакомиться с новой для нас наукой — геральдикой, проявить собственный интерес к разработке нового символа — эмблемы нашего музея. С объектом и предметом исследования связан выбор методов нашего исследования: сбор и анализ материала по геральдике, его систематизация и обобщение, сравнение и сопоставление гербов, эмблем, анкетирование учащихся, проектирование того, как будет выглядеть наша эмблема. Эффективное их использование, последовательный переход от одного метода к другому позволило успешно реализовать поставленные перед нами задачи. 


Экскурсія: "Старонкі гісторыі ў помніках Гродна"
Аўтар: Здановіч Паліна


Працягласць (г):  2,5 г.
Працяглась (км):  4 км
 Змест экскурсіі:
Колькі часу можа прастаяць помнік? Ёсць помнікі, якія перажылі стагоддзі. Успомнім ўсім вядомыя піраміды ў Егіпце. Аднак у гісторыі чалавецтва ёсць нямала прыкладаў мемарыяльных збудаванняў, якім было прыгатавана нядоўгі існаванне. Гэта датычыцца перш за ўсё помнікаў асобам, якія дасягнулі велічы і ўлады пры жыцці. Не чакаючы суда нашчадкаў, сучаснікі імкнуліся іх ўвекавечыць. Ідзе час, і справы учорашніх куміраў падвяргаюцца крытыцы, а помнікі, якім пакланяліся і якія абагаўлялі яшчэ параўнальна нядаўна, непрыкметна дэмантуюць ці шумна зрынаюць ...
 Тэматычная пешая экскурсія “Старонкі гісторыі ў помніках Гродна” – гэта інфармацыя пра некалі існаваўшыя а ныне пазабытыя помнікі Гродна, зруйнаваныя і пазабытыя. Гiсторыя горада не заусёды была расфарбавана вясёлкавымi колерамi. Не раз праз Гродна праходзiлi ваенныя дзеянi. Траплялiсь пажары якiя знiшчалi каштоуныя гiстарычныя помнiкi. На жаль i самi жыхары руйнавалi іх, кiруючысь рознымi iдэалагiчнымi поглядамi.
Маршрут экскурсіі: Плошча Тызенгауза – бюст П.А. Сталыпіну (месца пачатку экскурсіі), вуліца Серафімовіча – бюст А.П. Гайдару, вуліца Савецкая – помнік Сталіну, плошча Леніна – помнік Леніну, парк Жілібера –  парны помнік Леніну і Сталіну (месца заканчэння экскурсіі).

Участкі (этапы) перамяш-чэння
Месцы прыпын-каў
Аб'ект паказу
Працяг-ласць агляду
Асноўны змест інфармацыі
Указанне па аргані-зацыі
Метадыч-ныя ўказанні
г. Гродна


5 хв.
Назва экскурсіі, інфармацыя аб аб'ектах, асаблівасцяхэкскурсіі.
ТБ і правілы паводзін у час экскурсіі
Усталяванне кантакту з групай экскурсантаў.
г. Гродна - Пл.Тызенгауза
пл.Тызенгауза
Бюст П.А. Сталыпіну
15 хв.
Расказ пра помнік Сталыпіну П.А., гродзенскаму убернатару,
Рэформу, якую ён праводзіў прадугледжвала разбурэнне абшчыны, стварэнне хутароў і адукацыю сялян!
Расказ вядзецца пры адначасовым аглядзе фотаздымкаў.
Прыём паказу: прыём папярэдняга агляду, прыём экскурсійнага аналізу, прыём нагляднасці. Прыём расказу: прыём апісання і тлумачэння
Пл.Тызенгауза - вул. Серафімовіча
Вул. Серафімовіча сш№16
Бюст А.П. Гайдару
10 хв.
Расказ пра бюст пісьменніку, які быў усталяваны каля сярэдняй школы №16, і меў капсулу з пасланнем нашчадкам

Расказ вядзецца пры адначасовым аглядзе фотаздымкаў
Прыём паказу: прыём папярэдняга агляду, прыём экскурсійнага аналізу, прыём нагляднасці. Прыём расказу: прыём апісання і тлумачэння
Вул. Серафімовіча сш№16 – вул. Савецкая 8
Вул. Савецкая 8
Помнік І.В. Сталіну
10 хв.
Расказ пра помнік адкрыты у 1958 годзе, важдю пралетарыята і яго “пахаванне”
Расказ вядзецца пры адначасовым аглядзе фатаздымкаў
Прыём паказу: прыём папярэдняга агляду, прыём экскурсійнага аналізу, прыём нагляднасці. Прыём расказу: прыём апісання і тлумачэння
Вул. Савецкая 8 – пл. леніна
Пл. Леніна
Помнік Леніну
10 хв.
Расказ пра адзін із помнікаў Леніну, урачыста адурытый да чарговага свята…
Расказ вядзецца пры адначасовым аглядзе фатаздвмкаў
Прыём паказу: прыём папярэдняга агляду, прыём экскурсійнага аналізу, прыём нагляднасці. Прыём расказу: прыём апісання і тлумачэння
Пл. Леніна – парк Жылібера
Пару Жылібера
Парны помнік “Ленін і Сталін ў Горках”
10 хв.
Расказ пра помнік які некалькі разоў змяняў сваё месцазнаходжанне, і быў актуальным сярод гараджан і мігрантіаў.
Расказ вядзецца пры адначасовым аглядзе фатаздымкаў
Прыём паказу: прыём папярэдняга агляду, прыём экскурсійнага аналізу, прыём нагляднасці. Прыём расказу: прыём апісання і тлумачэння

Агульныя метадычныя ўказанні:
 - экскурсавод абавязаны быць у курсе сённяшняга жыцця горада, сачыць за пячаткай і літаратурай па тэме экскурсіі;
- аб'ём матэрыялу даваць з улікам складу групы, яе падрыхтаванасці і ўзроўню ведаў;
- ня варта злоўжываць вялікай колькасцю дат, лічбаў і нязначных фактаў;
- мець пры сабе партфель экскурсавода;
- выразна ўказваць месца і час збору групы (калі даецца вольны час);
- тэрміны звесці да мінімуму і абавязкова растлумачыць іх сэнс;
- удасканальваць прафесійнае майстэрства;
- памятаць аб псіхалагічнай і фізіялагічнай стомленасці экскурсантаў.

У арганізацыйнай частцы:
-пасля знаёмства з групай назваць сваё прозвішча, імя, імя па бацьку;
- абгаварыць усе арганізацыйныя пытанні;
- даваць час на фатаграфаванне;
- выразна вызначаць месца збору на экскурсію пасля перапынку, падчас саміх перапынкаў;
- нагадаць аб правілах паводзін пры пераходзе вуліцы, размяшчэнні ў аб'ектах;
- правесці інструктаж па тэхніцы бяспекі.



 Ратный и трудовой подвиг женщины-волковычанки
Автор: Нарута Ирина


    Всё дальше и дальше отдаляются от нас последние залпы Великой Отечественной войны. Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Родины, своей Отчизны. История войны насчитывает тысячи работ, в которых авторы затрагивают многие стороны величайшего военного конфликта ХХ столетия. Однако судьбы наших бабушек и матерей, которые в качестве медицинских работников оперировали раненных бойцов, выносили их с поля боя, стояли у станков, пахали землю, тушили пожары и ходили в разведку, на наш взгляд исследованы недостаточно. Особенно на региональном и местном уровне, что не позволяет считать историю Великой отечественной войны изученной в полном объёме. Темой для моего исследования стал вопрос не только участия женщин волковыщины в Великой Отечественной войне, но и их роли в послевоенной жизни страны. Считаю, что указанная тема является достаточно актуальной, на сегодняшний день, так как дети и внуки бывших медсестёр, связисток и партизанок живут и дорожат памятью о своих матерях и бабушках, а в этом большой воспитательный потенциал для подрастающего поколения. Людям всегда нужны героические примеры для подражания. Судьба каждой из женщин, в моём исследовании, это пример воли чести и героизма.

  Цель исследования: Выявить роль женщин волковыщины в годы Великой Отечественной войны. Определить вклад каждой в мирное строительство.
    Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
2. Собрать необходимые материалы и фотодокументы.
3. Записать интервью с дочерью Гальвидис М.С

  Объект исследования - изучение литературы об участии женщин в боевых событиях и трудовых подвигах в годы Великой Отечественной войны.

  Предмет исследования – личная переписка, фотографии военных лет, свидетельства очевидцев, интервью родственников, статьи об участии женщин в боевых событиях и трудовых подвигах в годы Великой отечественной войны и в мирное время.
    Хронологические рамки исследования включают период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 2000-г.
  Гипотеза: Так уж случилось, что все наши представления о войне связаны с образом мужчины-солдата. Многими столетиями война была уделом мужчин. Это и понятно: воевали-то в основном представители сильного пола - мужчины. Но на защиту Родины, её независимости, в этой войне, поднялся весь советский народ от мала до велика. Женщины стали прямыми участницами в Великой Отечественной. И почему-то обычно о них забывают сказать. Своим исследованием я пытаюсь показать, что наши женщины – труженицы, тоже многое сделали для победы и их вклад в общее дело был огромен.
  Теоретическая основа исследования. В написании данной работы я использовала материалы, накопленные в музее «Женщины – матери» ГУО «Гимназия №2 г. Волковыска», а также газетные статьи, воспоминания участниц и их детей. Важную роль для исследования сыграли книги «Память» и «Женщины Гродненщины: прошлое, настоящее, будущее».
  Методы исследования: При обосновании актуальности темы исследования был использован метод актуализации.
   Изучая процессы и события, в которые были вовлечены герои исследования, использовались методы объективности и историзма, которые позволили избежать предвзятости в оценке этих событий. Проблемно-хронологический метод позволил рассмотреть проблемы последовательно.
   Изучив и проанализировав, необходимую литературу, собрав необходимые материалы, и рассмотрев различные точки зрения, а так же сопоставив факты, мы пришли к следующим выводам. Первое: Стоит согласиться с тем, что женщины волковыщины всегда играли значимую роль в истории, становлении и послевоенном развитии района. Второе: Наши женщины, Гальвидис М.С., Соколова В.А., Хомко Н.И., вынесли на своих плечах тяжесть войны, восстановление разрушенного хозяйства, и успешное его развитие. В послевоенное время женщины своим ударным трудом вызывали уважение и восхищение, не забывая, при этом о своём материнском долге.
   Таким образом, в ходе работы над исследованием, гипотеза о том, что женщины – труженицы, многое сделали для победы, полностью подтвердилась, и их вклад в общее дело был огромен.
  Материалы моего исследования имеют большое практическое значение, так как успешно могут использоваться на тематических информационных часах, во внеклассных мероприятиях, а также пополнить экспозицию гимназического музея.

Судьбы, опаленные войной
Автор: Олескевич Диана 

   «За свою многовековую историю Беларусь неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Каждая из них оставляла после себя смерть и разорение. Самой кровопролитной стала Великая Отечественная война. Победа в ней была достигнута ценой больших потерь белорусского народа. Одной из форм геноцида стало уничтожение деревень, часто вместе с населением» [5].В 2018 году исполняется 75-лет трагическим событиям весны-лета 1943 года, когда с лица земли были стёрты белорусские деревни, вместе со всеми жителями. Огромное количество трагедий, успехов и побед отделяет нас, современное поколение, от тех далёких, но памятных дней. В преддверии этого события, а также, в связи с объявлением 2018 года в Республике Беларусь годом малой Родины, нами было принято решение провести исследование на тему «Судьбы, опалённые войной».
  Актуальность темы определяется необходимостью поиска ответов на открытые вопросы, а также сохранения в памяти наших современников событий Великой Отечественной войны, на примере сожжённой деревни, о которой ещё помнят старожилы. Значимость: Наше исследование предполагает формирование бережного отношения к историческому прошлому малой Родины и усиление внимания к гражданскому и патриотическому воспитанию наших сверстников.
  О трагедии в деревне Шауличи написано немало статей, воспоминания очевидцев, но, к сожалению, в электронной базе данных «Белорусские деревни, сожжённые в годы Великой Отечественной войны, указаны лишь дата и количество погибших 7 июля 1943 года. При работе над данной темой были изучены материалы, содержащие воспоминания очевидцев из фонда военно-исторического музея им. П. Багратиона в городе Волковыске, работы местного краеведа Н. Быховцева. Материалы сборника «Память. Волковысский район», а также статьи Петухова Е, и Олешкевич Р, в периодической печати. Изучив и проанализировав полученную информацию у нас возникло несколько вопросов, составивших проблемное поле нашего исследования.
1. Кто же совершил убийство немецкого доктора Мазура, советские партизаны или АК (польские партизаны), т. к. это событие послужило поводом к кровавой трагедии в деревне Шауличи?
2. Какую роль в уничтожении деревни сыграл белорусский полицай Феликс Обухович?
  Гипотеза: Считается, что главными виновниками трагедии являются белорусские партизаны, но мы предполагаем, что провели карательную операцию и убили немецкого доктора Мазура польские партизаны или аковцы, как их называют историки.
   Цель работы: Собрать доказательства чудовищных злодеяний фашистских палачей на оккупированных территориях нашей Родины.
  Достижению цели исследования способствовали следующие задачи:
1) Изучить литературу по теме исследования; сформировать навыки работы с различными источниками информации.
2) Определить роль в судьбе деревни белорусского полицая Феликса Обуховича.
  Объектом нашего исследования являются события Великой отечественной войны на белорусских землях в 1941-1944 годах. Предметом же выступает трагедия, произошедшая 7 июля 1943 года, унесшая жизни 366 человек из которых 120 детей.
   С объектом и предметом исследования связан выбор методов нашего исследования: сбор и анализ материала, его систематизация и обобщение, сравнение и сопоставление воспоминаний свидетелей. Эффективное использование, последовательный переход от одного метода к другому позволили успешно реализовать поставленные перед нами задачи и достичь поставленной цели.
   Авторы исследовательской работы выказывают благодарность Апанович М.Г., руководителю музея “Женщины-матери”, за оказанное содействие, за советы и замечания по содержанию работы, так же за помощь в подготовке презентации исследования.


Эволюция народного женского костюма на белорусских землях 
Автор: Олескевич Диана

   Одним из традиционных развлечений белорусских женщин как было, так и есть – это рукоделие. В музее «Женщины - матери», что в гимназии №2 г. Волковыска много интересных работ, но более других нас заинтересовали куклы, сделанные трудолюбивыми женскими руками. Четыре восхитительных поистине, шедевра предоставлены для рассмотрения в экспозиции «Женщина - мастерица». Их количество растёт, но наиболее интересными для нас являются куклы в национальном белорусском костюме. Мы заметили, что, несмотря на общую схожесть у каждого есть своя особенность, именно эти различия натолкнули нас на мысль, об исследовании традиционного костюма и возможности его изменений. Тема работы определилась сама собою - это «Эволюция народного женского костюма на белорусских землях».
    Актуальность исследования определяется тем, что оно направлено на проявление интереса к традициям народа, к духовной жизни, на примере национальной одежды. Белорусский национальный костюм, с целью исследования, издавна привлекал к себе лучших учёных и этнографов, исследователей, как Беларуси, так и бывшего СССР. В разные времена его изучали авторы: Е.Романов, П. Шейн, Н.Никифоров, В.Пичета, З.Доленга-Ходаковский и другие [1, с.7]. Вполне мы могли бы считать этот вопрос изученным, однако, по нашему мнению, он по - прежнему, сохраняет много секретов. Нам кажется, что мы с легкостью можем рассказать о том, как выглядели наши предки, во что одевались, какие головные уборы и украшения носили модницы той поры. Так ли это? Все ли наши представления справедливы? Эти и многие другие вопросы определили главную цель нашего исследования: выявить эволюцию национального белорусского женского костюма. Для реализации этой цели нам потребуется решение следующих задач:
1. Определить период возникновения национальных белорусских отличий в общеславянском костюме.
2. Перечислить составные части и элементы одежды белорусской женщины.
3. Назвать факторы, влияющие на изменение национального костюма.
4. Провести анкетирование «Национальный белорусский костюм – это пережиток?».
5. Оформить буклет «Эволюция народного женского костюма на белорусских землях».
  Объект исследования: Женский традиционный, национальный, белорусский костюм.
  Предмет исследования: Изменение белорусского костюма под влиянием различных факторов: экономических, этнокультурных, геополитических и временных.
   Гипотеза: считается, что национальный костюм - это пережиток, так ли это нам предстоит выяснить.
   В нашем исследовании мы использовали следующие методы:
1.Теоретические: Анализ имеющейся литературы по интересующей нас тематике, синтез, полученных сведений и интеграция их в исследовательской работе.
2. Практические: Анкетирование, а также наблюдение, позволившее собрать объективные данные. Фотографирование, как средство получения визуальных подтверждений. Сравнение, позволило нам установить сходство и различие костюмов различных регионов и эпох [3, с.16].Теоретическая основа исследования: Для проведения данного исследования нами была использована информация из различных источников. В первую очередь, это книга В.М. Белявиной и Л.В. Раковой, «Жаночы касцюм на Беларуси» [1], имеющая обширные сведения о женском традиционном костюме. Важным источником по изучению костюма является «Беларуская савецкая энцыклапедыя» [4], где можно почерпнуть информацию о головных уборах и обуви, их особенностях и возникновении. Авторы исследовательской работы выказывают благодарность Апанович М.Г., руководителю музея “Женщины-матери”, за оказанное содействие, за советы и замечания по содержанию работы. За подготовку презентации исследования Лобзовской Л.В, и Савостьяник Н.В.


Комментариев нет:

Отправить комментарий