Известные волковычанки

На город усталый легко опускается ночь…
Нас в прошлое манит, как в чистого детства колыску…
Журчит Волковыя – капризная города дочь, –
А в сердце рождается песня любви к Волковыску!

Мой Волковыск – Ты и явь, и мечты Белорусского края!

Мой Волковыск, лучше места, чем Ты в целом мире не знаю!
Стремится ввысь гордость жизнью Твоей, словно Шведские горы.
Мой Волковыск! Я навеки с Тобой: в будни, в радость и горе...


Волковыск  — город, расположенный в юго-западной части Гродненской области Беларуси на реке Россь, административный центр Волковысского района. С населением в почти 44 тысячи человек(2013 год) город Волковыск славен своей историей, археологическими городищами "Муравельник" и "Шведская гора",  военно-историческим музеем имени П.Багратиона, католическим и православным храмами 19 века, промышленным гигантом ОАО "Беллакт" .    Наш город родной для известных актеров Янины Жеймо, Арины Ястреб и Александра Дедюшко, спортсменки Натальи Сафронниковой, музыканток Алины Безенсон и  Светланы Иванюкович, художницы  Ларисы Петруль.




 Янина Жеймо

Янина Жеймо - советская киноактриса, чей звездный час пришелся на 30-40-е годы 20-го века. Наиболее значительными фильмами в ее карьере являются «Подруги», «Разбудите Леночку» и «Золушка», в которой Жеймо сыграла главную героиню.
Янина родилась 29 мая 1909 года в городке Волковыск Гродненской области. На момент появления девочки на свет эта местность относилась к Польше. Росла Яна в семье циркачей. Ее отец Йозеф Болеслав Жеймо создал семейную труппу, в которую входил он сам, его жена Анна, сын Вацлав и четыре дочери, из которых будущая звезда экрана оказалась самой младшей. 

   На арене цирка Янина выступала с трех лет. Она успела побывать и наездницей, и гимнасткой, и эквилибристкой, и балериной, и музыкальным эксцентриком. В подростковом возрасте Жеймо давала частные уроки танцев, а ее подопечные зачастую были намного старше ее.
    Когда в 1923 году скончался глава семейства, труппа прекратила существование, а мать с детьми перебрались в Петербург. Там они создали «Трио Жеймо» и начали покорять российскую эстраду. Янина выступала с очень тяжелыми ксилофонами, которые, возможно, стали причиной торможения ее роста, так как до 14-ти лет девочка развивалась нормально.
   В Ленинграде Янина Жеймо окончила специальные курсы «Фабрика эксцентрического киноактера» и стала строить карьеру как актриса кино. Санкт-Петербург девушка с польскими кровями полюбила беззаветно, и даже во время Второй мировой войны не покинула его, прожив в блокадном Ленинграде самые тяжелые годы.
    Янина Жеймо была небольшого роста, всего около 148 сантиметров, и с невинным детским личиком. Поэтому неудивительно, что ее амплуа сложилось раз и навсегда – она играла исключительно подростков или юных девушек. А в первом кинофильме «Мишки против Юденича» ей и вовсе досталась роль мальчика.
Затем были трагикомедия «Шинель», драма «С. В. Д.», комедия «Братишка», историческая картина «Новый Вавилон», патриотическая драма «Одна». В 30-е годы актрису стали снимать еще больше, а роли предлагали более ответственные. Более всего известна из того периода комедия «Разбудите Леночку!», а также детская картина «Леночка и виноград». В обоих фильмах 26-летняя Жеймо играет 13-летнюю девочку.
Популярность Янины взлетела вверх после выхода на экраны оптимистической киноповести «Подруги». Поклонники по пятам ходили за актрисой, присылали ей мешки писем и подарков. В тот же период Жеймо поучаствовала в создании военной драмы «Шёл солдат с фронта», бытовой киноленты «Моя Родина» и комедии «Горячие денёчки».





 Янина Жеймо 
в фильме "22 несчастья"
 (1930 год)








 Янина Жеймо 
в фильме "Горячие денечки"
 (1935 год)


    Во время войны актриса снялась в патриотических фильмах «Мы с Урала», «Два бойца», «Юный Фриц», а также в музыкальной комедии «Приключения Корзинкиной». 
   Но главной картиной Янины Жеймо оказалась ее предпоследняя работа – веселая экранизация сказки «Золушка». Интересно, что художественный совет хотел на эту роль взять профессиональную балерину Марию Мазун, но после первых проб стало ясно, что Янина, даже несмотря на свои 37 лет, выглядит в этом образе гораздо гармоничнее.



   Последним фильмом Жеймо стала детская лента «Два друга», в которой она наконец-то сыграла взрослую женщину.
    Дальше сниматься актриса отказалась и сосредоточилась на озвучивании мультиков, кстати, именно ее голосом разговаривает Герда в знаменитой рисованной сказке «Снежная королева». Также она дублировала иностранные кинофильмы, помогая заговорить по-русски Софи Лорен, Николь Курсель, Джульетте Мазиной и другим западным звездам. 
    Из-за маленького роста Янина Жеймо не доставала до стандартного микрофона и специально для нее сделали скамеечку, которую называли «жеймовочка».
 За последние пару лет жизни Янина Жеймо перенесла два инфаркта. Слабое сердце и стало причиной ее смерти. 29 декабря 1987 года она скончалась. Когда актрису обнаружили, было видно, что она тянулась за лекарством, но не смогла достать. По воле погибшей, ее тело перевезли в Россию и похоронили на Востряковском кладбище. В память об актрисе был снят целый ряд документальных фильмов - «Как уходили кумиры», «Мой серебряный шар», «Больше, чем любовь» и другие.



Алина Безенсон
  
Алина Безенсон родилась 11 июля 1971 года родилась в городе Волковыске.   В 1990 году закончила Гродненское музыкальное училище  по классу домры, занималась композицией у известного композитора, в настоящее время священнослужителя, протоиерея Бондаренко Андрея Васильевича. В 1995 году закончила Белорусскую государственную академию музыки, в 1997г. магистратуру по классу композиции у выдающегося композитора, народного артиста Республики Беларусь, профессора Мдивани Андрея Юрьевича. Присуждена академическая степень Магистра искусств. С 1995 года работает преподавателем композиции в детской музыкально-художественной школе искусств №1 г. Минска (с 2010г. преподаватель высшей категории).
   С 1996 года является членом  белорусского союза композиторов и белорусского общества современной музыки. С 2009 года член союза музыкальных деятелей Республики Беларусь. С 2010 года Секретарь Правления белорусского союза композиторов.
  • Симфоническая поэма “Hosanna in exelsis”.
  • Концерт №1 “Просветление” для фортепиано с симфоническим оркестром.
  • Концерт №2 “Входите тесными вратами” для фортепиано с симфоническим оркестром.
  • Концерт “Грядущий день” для баяна с симфоническим оркестром.
  • Концерт “Прозрение” для домры с камерным оркестром.
  • Хоровая музыка: оратория “Страцiм-лебедзь”, поэма “Над морам” на сл. М. Богдановича, оратория “Земля обетованная” на сл. Н. Голя; кантата “Stabat Mater Doloroza”, кантата “Laudamus, Te, Domine”; три мессы ( латинские канонические тексты); музыкальные сцены: “На прыступках Калізея”, “Вечны горад”, “Міражы Венецыі”; поэма “Спакуса”; ”Гімн сонцу”;  хор. цикл “Фарбы бясконцага руху” (на сл. Т. Мушинской), хор. цикл “Век маладосці” (на сл. М. Карема); обработки белорусских народных песен и песнопений экуменической общины г.Тэзе (Франция);  хоровые произведения на стихи Я. Купалы, Я. Коласа, Н. Гилевича, Г. Бородулина, М. Дуксы.
  • Вокальная музыка: вокальные циклы, обработки григорианских песнопений, духовные гимны и песни на стихи:  Н. Ильюшиной, Ю. Сапожкова, Ф. Ястреба, Л. Глинской, Т. Мушинской, В. Петюкевича, О. Горовенко, Е. Бобовки, А. Легостаевой, Е. Полеес, В. Поликаниной, И. Титовца, Д. Ермоловича-Дащинского, Г. Рыковского, В. Данчук, А. Ткаченко, И. Тиунович, Г. Шилкиной, И. Ширшова, Т. Шуриновой, Г. Устиченко и др.
  • Камерно-инструментальныя музыка: произведения для фортепиано, цимбал, домры, скрипки, виолончели, флейты, гобоя, кларнета, фагота и ансамблей.
  • Музыка для детей: произведения для фортепиано, цимбал, домры, скрипки, виолончели, флейты,  гобоя, кларнета и ансамблей; хоровые циклы, хоровые миниатюры, песни на стихи Л. Глинской, Т. Мушинской, В. Петюкевича, Л. Прончака, И. Титовца, В. Данчук, Г. Соколковой, Г. Шилкиной, Т. Шуриновой и др.
Изданы авторские сборники:
  • «Заброшенный дом», «Лента Мёбиуса», «Прозрение» (концерт) —  произведения для домры.
  • «Родные просторы», «Песнь сердца» — произведения для цимбал.
  • «Con anima», «После дождя», «Бег времён», «Весна ликует», «Дримлэнд» —  произведения для фортепиано.
  • «Магия любви», «Свет родного дома», «Птица певчая», «Тайна взгляда» (дуэты), «Ave Maria», «Солнце Истины» – вокальные произведения.
  • «Волшебное лукошко», «Песни сказочного леса», «Гадзiннiк» – вокальные и хоровые произведения для детей.
   Творческая биография помещена в энциклопедию «Кто есть Кто в Республике Беларусь», книгу «Культура Гродненщины», книгу «Память» (г. Волковыск). Имеется множество статей о творчестве А. Безенсон в газетах и журналах (“Мастацтва”, “Культура”, “Настаўніцкая”, “ЛІМ”, “Вечерний Минск”, Полымя, Маладосць и др.).
   Есть многочисленные записи с интервью А. Безенсон на Белорусском радио (каналы: Культура, Мир, Первый и др.) и телевидении (БТ, ОНТ, СТВ. Документальный фильм «Ecce Homo», «Існасць», «Культурная жизнь» с А.Ефремовым и др.).
   Алина Безенсон награждена множеством дипломов (диплом I-ой степени “за лучшую творческую работу на городском туре Республиканского конкурса методических и творческих работ преподавателей”) и грамот Управления культуры Мингорисполкома и Министерства культуры Республики Беларусь, почётным знаком Федерации Профсоюзов Республики Беларусь. Лауреат государственной стипендии.
  Творчество Алины Безенсон охватывает различные жанры.
 Произведения Алины Безенсон  вошли в репертуар учащихся музыкальных школ, колледжей, студентов высших учебных заведений, солистов и коллективов Белгосфилармонии, Белгостелерадиокомпании и национального театра оперы. Её музыка часто звучит на концертных площадках не только в Республике Беларусь, но и во многих странах мира (России, Украине, Болгарии, Латвии, Литве, Польше, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии). Исполнители её произведений неоднократно были лауреатами Международных, Республиканских и городских конкурсов.
  Сочинения Алины Безенсон являются объектом многочисленных исследований для дипломных и магистерских работ студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также для защиты диссертаций преподавателей ВУЗов в Республике Беларусь, России, Украине, Польше и Австрии.
   Алина Безенсон неоднократно принимала участие в семинарах и лекциях, в которых освящались проблемы пропаганды белорусской музыки, организовывала множество концертов из произведений белорусских композиторов.
    Музыка Алины Безенсон положена в основу документальных фильмов режиссёра Владимира Орлова “Каля Чырвонага касцёла” (2006 г.), “Перасячэнні ў прасторы і ў часе” (2008 г.) и режиссёра Алёны Синицы «Укрытые под тенью клёнов» (2014 г.)
Музыкальный стиль произведений Алины Безенсон разноплановый. Это – элитная музыка с новым музыкальным языком, красочной палитрой тембров и гармоний; и доступная для широкого круга слушателей мелодичная музыка. Ее сочинения эмоциональны, экспрессивны и глубоко затрагивают сердца слушателей. Концепция произведений Алины Безенсон — религиозно-философская, главная идея – борьба со злом и стремление к добру и свету через веру в Бога.
Материал взят с сайта Алины Безенсон. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий