Мать - весь мир

Все в нашем доме пахнет мамой:

Стихи, написанные ей,
И мной заученные гаммы,
Звоночек у входных дверей…
Мамулей пахнет день вчерашний
И мой полёт в цветастом сне,
Усатый кот, как мы, домашний,
И паутинка на стене…
И строчка на моей рубашке…
Всё пахнет мамочкой моей!
И даже чай у папы в чашке…
И чудный смех моих друзей…
Моя подушка пахнет мамой,
Ей пахну я совсем не зря,
И пахнет ей, любимой самой,
Листок в душе календаря!

(Н. Пилкина)



Семья Бурак

Cемья Бурак возникла 26 ноября 1933 года, когда Анна из рода Васильчук вышла замуж за Иосифа (Юзефа) Бурака. Об этом у нас есть Odpis skrоcony aktu mal?enstwa (№ 22/1933 , Гродзиск), который востребовал из Польши отец семьи в 1972 году. Этот документ стал, вместе с родительскими воспоминаниями и семейными преданиями, основой поиска нашей семейной родословной и выявления истории и географии нашей семьи.


     Отец Анны, дед Николай Васильчук, был православного вероисповедания, был человеком просвещенным - имел 10 классов образования, читал Библию, содержал магазин. Был хозяином - имел 12 гектаров земли, лошади, коровы, свиньи. Был культурным человеком, приличного поведения, смотрел вперед. Имел жизненную отвагу свое собственное мнение не скрывать. За это, еще до брака с Софьей, попробовал Сибири. Любил и уважал людей и его любили и уважали, особенно молодежь. Собирал их вокруг себя, рассуждал о жизни. Когда высказывал им замечания, то строго, но спокойно и дети его слышали. Был он роста высокого, веселого нрава, на дворе мог чихнуть так, что слышно было вокруг. Ухаживал за собой - зубы чистил солью. Умер он 16.05.1931 года на 69 году жизни.
Софья - вторая жена Николая Васильчука, была из рода Канюка. Она занималась домашним хозяйством. Много работала и была мастер на все руки. Была мудрой, имела философский ум, хорошо говорила по-польски.
Бабка Софья имела решительный характер, поведения была независимого - могла из дома отлучиться на некоторое время по своему решению. Она и дочь свою Анну, когда ей было 12 лет, отправила и самостоятельно отвезла на подводе в Корытино  учиться на портниху, так как считала, что нечего ей прозябать на хозяйстве. А потом, в 1944 году отговаривала ее ехать в переселенцы в Россию, когда " большевики ", которые у них были на постое, подбивали к переселению нашего отца обещаниями райской жизни в Советах. А главное, она имела жизненную отвагу выйти замуж за Николая, который был старше ее почти на 20 лет.
Детей у Николая и Софьи было четверо - Устиния (1910 г.р.), Анна (1911 г.р.), Мария (1921г.р.) и Евгениюш (1924г.р.). Мария и Евгений  умерли в молодые годы. Сама Софья умерла 12.10.1953 года на 72 году жизни. Николай и Софья, вместе с ними и их дочь Мария, похоронены на кладбище села Чарна Церкевна.
Родная мать Иосифа Бурака - Надежда Чаломей (1890 г.р.) родом с Нароек. Ее отец - Леон Чаломей. Она молодой девушкой была работницей в семье  Якуба Илюлькевича - настоятеля церкви Космы и Демьяна, что в Наройках. Сын его, имя которого нам неизвестно, был на каникулах - приехал из кадетов. Он и стал, по семейным преданиям, отцом  Иосифа. Вскоре он уехал и Надежда подалась за ним. Сына своего она отдала в семью своей сестры Софьи, что была в браке за Петром Бураком в Макарках.
     Семья Софьи и Петра Бурака приняла Иосифа как родного. Дети - Иосиф (1906г.р.), Наталья (1903г.р.) и Мария (1901г.р.), пронесли родственную любовь друг к другу через всю жизнь. В 1914 - 1922г.г. семья была в эвакуации в России в Казани. Там дети учились в русской гимназии. Из эвакуации вернулись обратно в Макарки. Отец Петр вел хозяйство, плотничал. Иосиф ему помогал, пока не пошел служить в армию в 1925 году. Названная мать Иосифа Софья умерла 28.05.1943г. на 73 году жизни. Похоронена она, как и Петр Бурак, на православном кладбище в Гродзиске. Пока их могилы не найдены.
ОТЕЦ ИОСИФ
Иосиф Петрович Бурак воспитывался в семье своей тетки Софьи, которая была сестрой его матери Надежды. Семья жила в Макарках. В 1914-1922 годах семья была в эвакуации в Казани. Здесь Иосиф окончил 8 классов гимназии. Учился на русском языке. Был активистом, комсомольцем. Был готов пойти в комиссарскую школу, однако семья уже изготовила документы для возвращения в Польшу и сестра Наталья настояла, чтобы он ехал с семьей, чем, думаю, и спасла его. В 1925 - 29г.г. Иосиф служил в польской армии. От тех времен сохранилось фото молодого солдата, которое с течением времени становится все более интересным. В 1930 - 33г.г. Иосиф учился в строительном техникуме в Ярославле. Учился на польском языке. За учебу нужно было платить. Платили родители, помогала будущая жена Анна. Обращался даже за помощью к графу Потоцкому, который в эти годы жил в имении в Семенах.
     В 1933 году Иосиф женился на Анне Васильчук. Сначала жили в Семёнах,  в построенном  Иосифом после пожара доме, во дворе Васильчуков, а потом - в Бельске. При первых Советах в 1939- 41г.г. отец работал в строительстве  и коммунальном хозяйстве. Во время войны в 1941- 44г.г. семья жила в Семёнах. Попробовали немецкого порядка, советских партизан, польских националистов, местных с оружием, еврейских добытчиков.
     В 1944 году записались в переселенцы в Брест, так как ходили слухи, что где-то здесь будет граница. Однако привезли их не в Брест, а куда-то в Саратовскую область. В 1946 году семья отправилась обратно в Западную Беларусь. В 1948 году через Шиловичи и Вишневичи добрались до Волковыска. Здесь семья прожила до 1987 года, до дня, когда решено было перевезти семью в Брест, чтобы там похоронить отца, который уже был тяжело болен. И уже настало время ухаживать за матерью.
     Дети помнят отца строгим, справедливым, аккуратным. Выписывал и читал газеты, говорил и писал грамотно по-русски и по-польски. Мог сказать с юмором. Учил как правильно письмо в конверт положить. Дети, его любили и хотели быть похожими на него. Жил он честно и учил их не искать выгоды за чужой счет. Работал по строительству, по коммунальному хозяйству и сам мог строить. Был известным в Волковыске специалистом - его строительные сметы принимал банк, его приглашали на строительные экспертизы, и работников он мог заставить сделать как положено. Начальство и сослуживцы относились к нему с уважением. Семья это чувствовала, когда приходилось бывать у него на службе.
     Иосиф Бурак имел отвагу жить на свой ум в те сложные времена, когда инакомыслие считалось преступлением. Хотя и был служащим, однако ходил регулярно в церковь, слушал радио "Голос Америки" (кстати по-польски), критически относился к существующему порядку и не одобрял его. Держал корову, когда Хрущёв в 1961 году запретил держать коров жителям в городе.
    Отец много внимания уделял, семье и воспитанию детей. Ходил на родительские собрания, проверял дневники, интересовался, что изучают в  школе. Приветствовал их активность, с уважением относился к их друзьям и учителям. В школе мы учились хорошо и отца это радовало, хотя ему и приходилось держать их в строгости. В церковь  ходили в младших классах, а потом детям не докучали. Дома праздновали и Рождество, и Пасху, и елку каждый год ставили, которую приносил с работы отец, а потом сын из лесу. И гирлянда из лампочек, одна на всю округу, была  с заботы отца.
     Отец вел домашнее хозяйство - корова, свинья, куры, огород, картошка в поле, дрова, сено, капусты купить. Детей приобщали к хозяйству и, благодаря этому они знали, как свекла растёт, как печку натопить, если дров нет, как корову пасти, когда пастбища нет, и как зимой ее держать, если сена нет, и знаем, как белье мыть, когда воды в доме нет. Знали - как руки и шею мыть правильно.
     Сын вспоминает: «На работу отец ходил в чистой, наглаженной матерью рубашке. Галстук - обязательно. Шляпа, сапоги начищенные. Я выглядываю, когда будет идти автобус, чтобы предупредить отца. Мама провожает на работу - на столе чай на чистой салфетке, на прощание - поцелуй. Уважительное отношение матери к отцу и отца к матери было в основе нашего семейного уклада. Я думаю, все это шло от польской культуры, от тех 1930- 40г.г., когда родители наши вырабатывали свои ценностные ориентиры в жизни. У родителей были, конечно, споры. Однако никогда не было ругани, оскорблений, упреков. Отец держал себя всегда достойно, и был для нас до конца жизни авторитетом.
     Я никогда не видел отца выпившим, хотя что выпить у нас в доме водилось. Я никогда не слышал от него стыдного слова, хотя бы он и был в возмущении. Темперамента он был, думаю, сангвинистичного. Детей в семье не оскорбляли, не унижали, к их просьбам относились со вниманием. Отец требовал держаться домашнего порядка, знать режим дня и следовать ему. Отец учил нас относиться друг к другу вежливо и с любовью, учил уступать друг другу. Учил нас, как надо извиняться. И сам нас любил и хотел, чтобы мы выросли порядочными людьми, жили честно, своим умом и по своей воле. Поэтому поддерживал наше стремление учиться, иметь свое мнение и жить самостоятельно. И помогал нам в этом. Во время учебы в институтах нам родители присылали и деньги, и посылки. Помню, в 70- м году, когда мы с братом  Петром учились в Москве в Баумановском училище, а сёстры Елена с Ниной в Минске, отец присылал нам с Петром по 50 рублей каждому. Это в дополнение к нашей стипендии, которая тоже была рублей 50. Средняя зарплата в месяц тогда была примерно 100 рублей».
     Все семеро детей закончили высшие учебные заведения, разъехались из дома, завели свои семьи, устроились на государственные работы. Их отец успел порадоваться плодам своих жизненных усилий, результатам своего понимания ценностей жизни, он прожил жизнь достойно, работал на будущее. Поэтому есть кому сегодня ежедневно с признательностью молиться за упокой его души.

МАТЬ АННА
     Анна Бурак прожила сто лет и оставила о себе великую память, потому что она имела большую жизненную силу. Во-первых, она была одухотворенной натурой. Через любовь она чутко улавливала изменения действительности и соответственно им уточняла свое мировидение и актуализировала свои приоритеты. И любовь ее была конкретной. Сначала она любила своего мужа - искренне, от души, потому что он был ее жизнью. Потом она любила детей. И любила их не потому, что они такие способные, изящные, умные, а потому, что они ее жизнь. Она любила внуков, четверо из которых она вырастила как своих детей, так как они были продолжением ее жизни. Она любила людей, которые были в ее жизни, а потом она любила просто ход бытия, так как это было ее жизнью.
     Во-вторых, Анна могла мыслить. Мыслить - то есть вырабатывать собственное понимание жизни. И мышление ее было рефлексивно. Это значит, что ее собственное понимание жизни и ее движение по жизни были взаимозависимыми. Поэтому и могла выделять главное на это время и в этой ситуации.
     В-третьих, она имела отважный характер. Она имела смелость брать свое и защищать свое. Она смогла мужа увлечь и удержать в семье и спасти его. Ведь и он был натурой непростой и времена были не то, чтобы сложные, а безжалостны. Она же у немца отобрала Иосифа в первые дни войны, когда тот пошел искать правду. И с партизанами разного цвета находила она взаимопонимание. И за мужем она поехала в Россию, хотя ее и отговаривали от этого и не без оснований. И сама она нашла и заняла дом в Волковыске, когда семья оказалась на улице, и в котором прожили потом 40 лет. И каждый день решала задачу, чем сегодня детей покормить. Она имела отвагу нести свой крест женщины-матери.
    Анна не боялась собственное понимание ситуации провести в жизнь. Мать знала, что и как сказать директору школы, к которому она пришла. Знала как принять и чем угостить батюшку, что пришел освятить дом. Знала, чем подать нищему, что зашел в дом погреться, и как справиться с подвыпившим кем-то и выдворить его из дома, и как поблагодарить почтальонше, что принесла перевод. И со школьными друзьями детей она была в дружбе, и с профессурой она справлялась, когда в старшие наши годы наведывались к детям их коллеги. Управлялась, видя в каждом прежде всего человека и имела смелость уважать человека и не стеснялась быть благодарной. 
ПРОЙДЕННЫЙ ПУТЬ

     Жизненный путь семьи Бурак можно поделить на четыре периода.
В польско-российский период (1933-1946) семья жила в Семенах, Бельске, снова в Семенах, где-то около Саратова. Пережили польские времена, первые Советы, немцев, польско -- католический национализм, российское переселение. Тогда родились Юрий (1935г.), Мария (1938г.), Владимир (1942г.).
   С 1946 по 1987 годы - это Волковысский период. Семья возвращается с переселения из Саратова в западную Беларусь.  Осенью 1946 года приехали в д. Шиловичи к родственникам по материнской линии, что от первого брака деда Николая. Здесь родился Мечислав (1947 г.). В 1948 году семья добралась до Волковыска. Здесь родились Елена (1949г.), Нина (1951г.), Петр (1952г.). Здесь все закончили школу (СШ № 3) - Юрий (1954г.), Мария (1956г.), Владимир (1959г.), Мечислав (1965г.), Елена (1966г.), Нина (1968г.) и Петр (1969г.).
     Отсюда все ушли в свет, закончили институты, защитили диссертации. Девушки вышли замуж, ребята поженились. Семья стала многонациональной – русско - украинско - еврейско - беларуской, хотя мы этого не замечали, так как воспитаны были на советских ценностях. Жить стали - кто в Беларуси, кто в Москве, кто в России. Каждый начал прокладывать свой путь.
     Однако духовно и эмоционально семья группировалась вокруг Волковыска, где жили родители, которым писали письма и звонили. В Волковыск приезжали летом, привозили внуков, встречались здесь между собой и со школьными друзьями. Отмечали семейные праздники, обменивались мыслями и воспоминаниями. Доминировал авторитет отца и его система ценностей - образование, работа, семья. Отец никого без внимания не оставлял. Особенно девушек курировал - и словом, и делами, и деньгами. И ребята к его словам и мнениям прислушивались.
     Брестский период (1987-2012). Начинается этот период в августе- сентябре 1987 года, когда по инициативе Елены было решено (Мечислав, Елена, Петр) перевезти уже больного отца в Брест в однокомнатную квартиру, где жили Елена, Роман, Александр и Слава. Ну и мать туда к ним тоже. Отец, хоть и с трудом, однако, согласился с предложениями. На долю детей выпало взять на себя ответственность за семью в это время - принять наследство, переправить семью на новое место, продать имение, устроиться в Бресте. Старшие и Нина согласились и помогали. Поэтому и справились.
     В 1998 году уходит на вечный покой Владимир, в 2003 умирает Анна Бурак, в 2008 году - Нина.
     Новый период начинается с 2012 года и длится по сей день. Древо семьи возросло в Беларуси и России. Однако младшие из детей (дети Петра) учатся уже в Лондоне. Все чаще семья собирается не только в Бресте, где могилы родителей и Нины, а и в Москве.
БЕЛАРУСКИЙ УРОЖАЙ

    Юрий - старший сын. После окончания школы (1954г.) поступил в военное училище в Минске. Потом окончил военную академию. Служил в Советской Армии. Женился на русской девушке Анне. У них четверо детей - Ольга (1959г.р.), Татьяна (1960г.р.), Ирина (1967г.р.), Елена (1970г.р.). У Ольги дети - близнецы Кирилл и Илья (1989г.р.). У Татьяны, которая преждевременно ушла из жизни, дети Юрий (1983г.р.) и Федор (1986г.р.). У Ирины детей нет. У Елены - дочь Анна (1990г.р.) и сын Андрей (2001г.р.). Дети Юрия и Анны обосновались, в основном, в Петербурге.
     Мария окончила школу в 1956 году. Потом - техникум, институт, аспирантуру. Первая в семье защитили диссертацию (1970г.). Она в семье самая способная к научному мышлению. Учёная, преподавала в институте, доцент. Была замужем за украинцем Вознюком Василием, что из Хмельника приехал в Гусев в техникум учиться. У нее двое детей - сын Игорь (1965г.р.) и дочь Елена (1973г.р.). Игорь живет в Москве. У него сын Дмитрий (1991г.р.). Алена живет в Минске. У нее есть дочь Марина (1993г.р.).
     Владимир окончил школу в 1959 году. Потом Гомельский железнодорожный институт (1965г.). Работал в Минске на управленческих должностях. Дети - дочь Галина (1964г.р.) и сын Андрей (1969г.р.). Галина живет в Минске. У нее двое детей - Татьяна (1984г.р.) и Вадим (2005 г.р.). Андрей живет в Москве. В 2012 году он женился на хорошей девушке Елене. У матери он был любимым сыночком. К сожалению, не успел полностью реализовать свою натуру - рано ушел из жизни.
     Мечислав окончил школу в 1965 году, Московское высшее техническое училище имени Баумана (1971г.), защитил диссертацию, работал по науке. Женился на русской девушке Галине из Мурманска, что приехала в Москву в институт. У нас трое детей - Анна (1969г.р.), Денис (1973г.р.), Наталья (1981г.р.). У Анны наши внуки - Александр (1990г.р.), Юля (2001г.р.). У Дениса - наш внук Матвей (2001г.р.). Все живем в Минске.
     Елена окончила школу в 1966 году, экономический институт в Минске, аспирантуру. Была направлена на работу в Брест. Работала в исполкоме, потом преподавала в институте. У нее двое детей - Роман Сакун (1972г.р.) с украинскими корнями, и Вячеслав Каверин (1986г.р.) - беларус. Роман устроился в Москве. У него трое детей - Анна (1994г.р.), Альберт (2007г.р.) и Филипп (2010г.р.). Вячеслав живет в Бресте. Однако любит путешествовать. Елена очень похожа на мать Анну и по пониманию жизни, и по характеру, и по тому, как дело сделать. Есть в ней жизненная сила.
     Нина окончила школу в 1968 году. Потом экономический институт в Минске. Работала на ответственных должностях в министерствах. Окончила аспирантуру, защитила диссертацию. Преподавала в институте. Доцент. Была ловкой, радостной, доброжелательной, сострадательной натурой. Любила молодежь, дружила с ней и помогала им расти по жизни. Хоть и ушла из жизни преждевременно, однако успела память у многих о себе оставить светлую.
     Петр окончил школу в 1969 году. Потом Московский институт управления, аспирантуру. Защитил кандидатскую, докторскую - до 40 лет, диссертации. Профессор, академик, вице - президент Российской Академии Естественных наук, директор научно - исследовательского института, г. Москва. Женат на русской Светлане. У них четверо детей - Павел (1997г.р.), Полина (1998г.р.), Платон (2005г.р.), Настасья (2005 г.р.). Павел и Полина учатся в колледже в Лондоне, английский язык уже знают хорошо. Платон и Настасья ходят в школу в Москве.
     Петра по внешнему виду, темпераменту и пониманию жизни очень похож на отца Иосифа. Он самый успешный в нашей семье.
     Жизнь повернулась так, что большинство семьи – родители, Мария, Владимир, Мечислав, Нина, Алёна и большинство их детей – вросло в беларускую нацию. Вторая часть семьи – Юрий, Пётр, их дети и Игорь, Андрей, Роман – оказалась включённой в русскую нацию. К тому же дети Петра – Павел и Полина, начинают осваиваться в Лондоне. Корнями своими – через Анну и Устину, и других, кто в Польше –семья сцеплена с польской нацией. Однако это не мешает семье общаться и любить друг друга.


 Материалы взяты с персонального сайта семьи Бурак burak.by  .

Комментариев нет:

Отправить комментарий